Принципы формирования диспетчерской связи энергетической компании

На основании полученного опыта работы компания ЦИТ СЕВЕР совместно с партнёрами (компании с долевым участием ОАО «Газпром» и прочими аффилированными структурами) Были выработаны совместные принципы использования систем диспетчеризации и диспетчерских пультов на ИТ сетях компаний занимающихся геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией углеводородов, а также производством и сбытом электрической и тепловой энергии.

Данные принципы были неоднократно применены в «полевых» условиях, зарекомендовали и оправдали себя с наилучшей стороны.

Принципы эргономичности и удобства:

  • Сенсорный экран не менее 15”
  • Металлический корпус с анти статичным напылением
  • Вес не менее 4500 кг.
  • Стационарная трубка
  • Беспроводная гарнитура
  • Возможность встраивания в стол;

Принципы взаимозаменяемости и модульности:

Диспетчерский пульт должен стыковаться по цифровым IP протоколам или/и иметь в составе серверной части решения специализированный шлюз IP/TDM (SW) позволяющий работать в полноценном режиме со всеми цифровыми и аналоговыми АТС, УПАТС, ICS, CS, SS … применяемых на ИТ сетях компаний.

Сервер рабочих процессов должен состоять из следующих программных модулей:

  • Модуль управления и контроля комплексом предоставления услуг
  • Модуль шлюза между сетями IP и ТDM 
  • Модуль управления и обработки вызовов
  • Модуль предоставления расширенных услуг (IVR) 
  • Модуль управления рабочими местами
  • Модуль сбора и обработки статистической информации
  • Модуль синтеза и распознавания речи 
  • Модуль многоканальной записи разговоров


Многофункциональное рабочее место диспетчера должно состоять из программных модулей:

  • Модуль графического интерфейса 
  • Модуль обработки вызовов 
  • Модуль администратора системы 
  • Модуль прослушивания переговоров 
  • Модуль подготовки статистических отчетов 

Технологические принципы:

  • Технология LDS
  • Интеграция с базами данных
  • Резервирование процесса диспетчеризации на независимые серверные технологии

Другие принципы:

  • Сборочное производство на территории России
  • Разработка, поддержка программного обеспечения на территории России

Решение диспетчеризации в комплекте с АТС, УПАТС, ICS, CS, SS … (далее по тексту УПАТС) должно обеспечивать:

  • Установление внутренних соединений
  • Установление соединений в рамках собственной автоматической ведомственной сети
  • Автоматическое установление соединений с другими диспетчерскими центрами (с диспетчерской телефонной станцией или удалённой УПАТС)
  • Установление соединений с ТфОП
  • Приём вызовов от любого абонентского устройства своей собственной станции, из собственной автоматической телефонной сети и из ТфОП.
  • Установление транзитных соединений между любыми оконечными устройствами
  • Если  УПАТС с услугами междугородной АТС (поддерживает СЛМ), то подключение к соединению любого оконечного абонентского устройства (вмешательство)
  • Установка на ожидание соединения любого оконечного абонентского устройства
  • Подключение диспетчера к любому направлению, заведенному на АТС
  • Для абонентов диспетчерского пульта принудительное разъединение соединения любого оконечного абонентского устройства (по каналам ВЧ, городским линиям связи и внутристанционным соединениям), для сторонних абонентов по каналам АДАСЭ при поддержке АТС диспетчерского занятия
  • Через УПАТС совместное использование каналов диспетчерской связи (ВЧ) диспетчерским пультом и абонентом УПАТС
  • Через каналы АДАСЭ принудительное освобождение каналов оперативно-диспетчерской
  • связи, занятых абонентами УПАТС, не являющимися в тоже время абонентами
  • диспетчерской телефонной станции
  • Установление служебных соединений с другими диспетчерскими пультами диспетчерской системы
  • Возможность организации полноценной конференц-связи (ограничение на количество участников по количеству линий/каналов)
  • Включение тонального вызова в рамках УПАТС
  • Возможность подключения к пульту диспетчера телефонного аппарата, громкоговорящего устройства с беспроводной телефонной гарнитуры, домофона и прочих цифровых устройств
  • Возможность параллельной работы диспетчерских пультов
  • Возможность записи переговоров диспетчеров внутристанционными средствами и сохранение записанных разговоров на внешнем сервере для их дальнейшего использования
  • Возможность составления отчётов
  • Подключение внешних громкоговорителей через аналоговый линейный выход или через USB порт АРМ (автоматизированного рабочего места) диспетчера

Диспетчерский пульт должен обеспечивать:

  • Управление всеми процессами диспетчеризации с сенсорного экрана, экран должен иметь защиту от статического напряжения;
  • Иметь дополнительную кнопочную клавиатуру;
  • Отображать все существующие соединения;
  • Модульный или встроенный микрофон громкоговорящей связи;
  • Удержание вызова;
  • Звуковая и световая сигнализация входящих вызовов;
  • Режим отключения видов сигнализации с соответствующей индикацией;
  • Запоминание, фиксация, индикация пропущенного вызова;
  • Включение нескольких направлений в режим "конференция";
  • Одновременный, поочередный вызов и прием направлений;
  • Перенаправление вызова
  • Обеспечивать подключение независимого диспетчерского магнитофона, как по аналоговому, так и цифровому аудио выходу;
  • Иметь собственную систему многоканальной записи речи;
  • Документировать все действия диспетчера связанные с диспетчерским пультом (включение микрофона, нажатие кнопок и т. п.);
  • Поддержка функции прямого абонента;
  • Программироваться на любой ключ коммутатора;
  • Ёмкость коммутатора не менее 60 кнопок (контролируемых направлений).